Давайте сразу определимся с некоторыми вещами. Название статьи означает очень простую вещь — нет походов номер один, два, три, и так далее. Каждый неповторим и уникален, даже если проходит повторно, а ходить по одним и тем же местам не скучно, по той простой причине, что нет одних и тех же мест. И вы если не знаете, то есть возможность узнать это в 2018 году.
Цитирую из статьи о походе по Хевсуретии 2016 (вторник, 30 августа, 2016): – «Крутой травянистый склон уже порядком надоел, но я вижу впереди четкую дорогу. Понимаю, что в следующий раз поведу группу по склону намного выше».
Ага, намного выше….На самом деле гораздо ниже, и совсем на другом берегу.
Теперь по порядку.
Ребята огромное вам спасибо. 110 километров, непогода и солнечная Грузия. Все сложилось непросто, но интересно. Встречи с людьми, красивые пейзажи и крутые склоны.
12 августа.
В Тбилиси было жарко. Очень. Плюс 43 или 44, что-то такое. Ребята приехали в хостел на Костава-стрит, это недалеко от квартиры, где я жил, и можно было пройтись пешком. Леша и Коля (студенты-медики) приехали первыми, затем ночью подтянулись остальные участники. Всего нас было 10. Илья и Оля, Коля и Леша, Олег и Алеся, Дима и Игорь, Марина.
На фото нет Марины, ей пришлось сняться с маршрута на третий день похода. Слева-направо: Алеся, Игорь, Дима, Коля, Оля, Леша, Леша. Самый основной на фото – Олег. Илья фотографирует.
13 августа. Акклиматизация.
План был простой – Метеостанция под Казбеком. Шли налегке, размяться. Причин было несколько: ключевая точка, хорошая высота для акклиматизации, посмотреть на ледник, проверить выносливость.
Достигли две цели – 1) устали все; 2) набрали высоту – сбросили высоту. В общем, походные будни. До метеостанции не дошли. Оно и к лучшему, а то пришлось бы искать там ночлег.
14 августа. Переезд в Джуту.
Казбек очень красивая вершина, но больше в походе по Хевсуретии мы к ней не пойдем. Тому множество причин: очень много людей на поляне возле Троицкой церкви, очень много людей гуляет к метеостанции. Смысл похода теряется, ведь Хевсуретия пока (надеюсь еще пару лет) очень редкий край, групп на основной части маршрута не встретишь, а тропы нехожены. В общем, автономка. А если вдруг достроят дорогу в Архоти, можно свернуть в другие ущелья и придти в Шатили через Борисахо (шутка, шутка). А на Казбек мы, классически всходим в сентябре.
После ледника мы устали, а утром проснулись рано. Иранцы, накануне разбив лагерь возле наших палаток, очень долго собирались. С шести утра они перекрикивались, паковали рюкзаки, как будто собирались на Казбек через Эльбрус, попутно захватив все остальные пятитысячники Кавказа. Ушли в итоге после 9-ити утра.
Мы вниз на двух Мицубиси Деликах (друзья, подарите мне хотя бы модельку этой машинки) в Казбеги и сразу по плану в Джуту. Гела (водитель, хозяин небольшого хостела) привозит в центр Казбеги. Где, спрашиваю, мои остальные?
– А…ты знаешь, дома у меня.
– А что они там делают?
– Не волнуйся, накормили, ждут тебя.
– Гела, мы в центре, они у тебя дома, а нам нужно в Джуту.
– Да, давай быстрее в Джуту, у меня еще рейс наверх (к церкви) сегодня.
– Гела, они хотели в городе погулять, вези их сюда.
– Алекс, сейчас сыну позвоню, привезет.
– Гела, почему они там оказались?
– Алекс, ему (сыну) нужно было других отвезти побыстрее.
Ну ясно, думаю. Окей, сейчас вернет их ко мне, я пока куплю продукты и поедем в Джуту. Ну и скидку, конечно, попрошу.
Привез. Все быстренько разбежались, и пока я покупал продукты, семерых сын Гелы увел в Джуту. Класс, думаю. Все, предчувствую, пойдет не по плану, так что —
Вечер. Джута. Вай. Фай. Вино. Давид.
Продуктов мы закупили много. Мы не смогли сразу донести до стоянки, хоть и нести-то было недолго. Взял всех, Алесю оставил (она молодец, сама сказала, я постою, идите). Из Джуты в Джуту. Там место такое прикольное, палатки, коровки, вай-фай (два моих газовых баллона), туалет. В общем, курорт. Потом вернулся, взял свою тридцатку красненькую (это потом я пойму, что только оспрей, оспрей и ничто другое), Олег вернулся за Олесей, мы заблудились слегка в селе, и домой (в смысле в лагерь).
Перед тем как разбить лагерь на поляне возле хостела, попросил Илью узнать что почем. Правда, есть небольшой бюджет, по 5 лари на человека, может там душ и прочие удобства. Ушел в выше искать воду. Нашел бар и платные площадки под палатку, затем и воду. Вернулся.
Илья (как опытный бухгалтер) говорит – 10 лари… Как обычный демократ-тиран предлагаю 10 минут обсуждения и вводные: 5 лари я, 5 с каждого. Ухожу в сторонку курить, жду решения группы, я же демократ.
Согласились не все, и мы идем с Ильей договариваться, нарываемся на другую девушку-администратора: 5 лари за душ и все удобства.
– Илья?
– Леша, эта лучше правда…
Кто бы спорил. Ясное дело, соглашаюсь. Все с душем, и довольны…Но в это время приходит Давид.
Или не в это время, а, может, чуть раньше. Давид спросил, где взять воды. И вообще, он спросил, что делать? У него, понимаете, пятеро еще, одному из них пятнадцать.
Нет, не проймет вас. У него фотография озер на телефоне. По фотографии они идут к озерам. Ни карты, ни вещей толком, только фотография.
А… забыл. Из специального снаряжения у них два литра чачи. Ну и все. Инструктирую, что и как. Правда, правда, инструктирую, и мол, может, завтра вместе пойдем, говорю.
Вечером они приходят со специальным снаряжением. А у меня группа хорошая, все любители, профи нет, так что специального снаряжения осталось много, но насмеялись мы порядочно.
Вечером разбираемся с участниками, и пытаемся настроиться на поход.
15 Августа. Джута – озера Абуделаури
Утро. Давид уходит с ребятами неспешно, мы еще медленнее. Старый котелок не влазит в рюкзак, его атакуют наглые коровы и в итоге, пока я отворачиваюсь, одна проворно подхватывает котелок и улепетывает свежий лаваш из него… Вот, козы, думаю я, хоть они и коровы, но, понятное дело, сам виноват.
Вообще, во всем всегда виноват инструктор. Как ни крути.
Мне нравится этот переход от Джуты до озер Абуделаури, хотя он и достаточно затяжной. В следующем году он будет разбит на две части, а в прошлом, 2016, году он был таким же. Но группа, погода, настроение участников всегда полностью видоизменяют вроде бы одну и ту же тропу. К обеду ротихоньку догоняем группу грузин, и перед перевальным взлетом делаем долгий привал с чаем и перекусом. Ребята устали. Я сам устал – не стоит носить по тридцать килограмм, да и отдыхать между походами надо больше, тем более перед Хевсуретией. Мои ребята смотрят на перевал, я смотрю в карту. Может быть, попробовать пройти другим путем? Илья говорит, давай Леш ходить проверенными тропами. Слушаюсь его, хоть и помню, что тропа вниз будет та еще. Кстати говоря, сам перевальный взлет не такой уж крутой. Особенно понимаешь это потом, спускаясь к озерам.
Да, спуск к озерам. На перевале пришел туман. Я расстроился. Потом на какое-то время туман рассеялся и некоторые участники увидели куда нужно идти вниз. Увиденному участники расстроились. Я соответственно тоже расстроился, и тропа такая стремная-стремная. Еще и дождь, и туман, и вообще в палатку хочется, и чаю, и ребята тут говорят, мол, ищи наших грузин с их специальным снаряжением, без него вечером никак.
Через полчаса-час вижу небольшой скальный грот, льёт дождь, а я его знаю, и дождь и грот. От него явно недалеко. Недалеко, только сложно. А Леша-медик, всегда уверенный и крепкий, надежный, спрашивает – а долго нам еще такой тропой идти… Нет, как обычно вру я, не долго уже, тут вообще все близко, только, мокро, холодно и медленно. Дальше в тумане мое любимое место, немного на ногтях повисеть, пятой точкой придержаться к склону, а потом проще и сыпуха, ура, сыпуха. Все держались молодцами. Олег Алесю полностью провел со страховкой и поддержкой. С другой стороны, если посмотреть, то выбора нет, не назад же поворачивать ).
Час за часом проходит день. Вот уже спустились к огромному камню-ориентиру, вот уже видим наших знакомых грузин на гребне. Сил больше нет, дождь скоро снова польет, а до озер вроде бы и близко, но все-таки…. Коля падает и режет руку, моя тоже уже забинтована.
Но все-таки пришли. Зарядил ливень, палатки ставим по очереди, держа тенты. А еще же готовить… Давид со своими ребятами ставит палатки, давай говорю, свое специальное, холодно до чертиков.
Марина уходит в палатку, Оля также переодевается в сухой лагерный комплект, залазит в палатку и говорит, я сегодня на улицу не ногой. Дима и Игорь сидят в дождевиках и палатку не ставят, ждут погоды. Начинаем готовить, Илья помогает всем-всем, думаю, хорошо что он есть, а то как-то грустно было бы…
В общем, Илья помогает, ребятки все по палаткам (наших палаток, кстати, было четыре штуки; Дима с Игорем в моей двойке Nordway, Леша с Колей в своей Хаски, Олег с Алесей и Мариной в надировской Alexika, и мы с Ильей и Олей в Vaude). Я готовлю и с доставкой на дом приношу всем сначала суп, потом чай. Понимаю, что все устали, замерзли, и 12 часов были на ногах, а Илье говорю, псих я, безусловно, но мне все это нравится. И забота, и погода, и тропа, и люди, и озеро, и все-все-все. И даже вот тот клозет за булыжником.
Приходит Давид. Спрашиваю, где ваша еда? Давид отвечает, что не брали ничего, кроме сухих перекусов. Н-да…. А про спальник, который у него улетел по склону даже неудобно писать — потерял говорит его.
Давид, давай так. Ждите часик, чаю сделаю вам, только своих накормлю и отогрею.
Они соглашаются, говорю с Ильёй о том, что потратим общий газ на грузинских ребят. Он, безусловно, поддерживает.
Марина в это время температурит, а прогноз не радует, Дима с Игорем все-таки ставят палатку. Что будем делать завтра? Вечером, любым вечером, у меня всегда один ответ на бесконечность вопросов – мы подумаем об этом утром.
6 Августа. Озера Абуделаури – Рошка – Блогсхеле.
Утром все было лучше. Утром всегда лучше, чем вечером. Дождь не шел, время не поджимало, и мы собирались к ущелью Блогсхеле. Беспокоила Марина, хотя в начале дня шла ровненько за мной. Из вещей все было влажным, но не сильно уж мокрым. Палатки на ветру просохли, одежда более-менее высыхала на теле, да и день-то простой с небольшим набором высоты. В Рошку пришли быстро, наши грузинские друзья даже удивились, мол, не может быть, мы домой? Долго-долго сидели и решали как дальше идти. Решили, и отправив группу вперед, звоню в Минск. Ну, знаю ведь, что дальше двое суток без связи. Договорившись с водителем, оставляю Марину в Рошке и догоняю группу. Автомобильная дорога на соседний перевал за год не изменилась, но, говорят, почти продлили до самой деревни Архоти. Сворачиваю с дороги, вижу ребят в оговоренном месте, и мы спокойно спускаемся к ручью. Перевал действительно простой, даже очень и вскоре мы обедаем на нем, просматривая дорогу вниз. В прошлом мы взяли сильно левее, потом мучались на спуске, а в этом ровненько по тропе мимо заброшенных пастушьих стоянок к воде и площадкам в русле реки.
7 августа. Тропа на гребне-Перевал- Кола-Коля.
Из воспоминаний. В прошлом, совсем вот, в прошлом году, было так: Идем по тропе. Плачет девочка. Подбираю, успокаиваю. А, да.. отдаю свой личный ледоруб. Проходит полчаса, лезем с ней. Подбираем вторую. Сидит, вытирает слезы, отворачивается, мол, сильная, ругается. Ясное дело (на меня), плачет. Подбираю. Две у меня теперь, одной подавай вертолет, второй перевал и вниз, и сигарету. А моего ледоруба нет, даже еще на гребень не вышли. Косяк, думаю я.
В этом году вышли на гребень достаточно быстро и красиво. А делать нечего, группа крепкая. Часа за три, в общем, выперли на гребень. Я, как всегда, конечно, побегал в разведку, научен уже. Нашел, вернулся, повел. А потом накрыл туман. Нет, «накрыл» это не то слово. Закрыл. Полностью. Все тропинки как будто именно те, что нужны, и ни одна не подходит. Да, идем, устали все абсолютно. Ну, правда, устали, я последний, я вообще последний. А перевала все нет и нет. И молоко… Я скидываю свой рюкзак, и думаю пора разбираться что и как. Я тут сбегаю, проверю, потом пойдем. А холодно, простите, пипец, как холодно. В общем, побежал. Бегом в тумане ищу тропу, бегом возвращаюсь назад, на бегу кричу группе – алло, алло, эй…. И мне отвечает снизу Леша…Леша, я тут…,давай , давай ко мне. Спасибо Леше огромное. Я знал, как вернуться, но это было бы сложно, и намного дольше, мне тоже было очень-очень неприятно, хоть и жарко стало. Набрал я высоты порядочно, потом спустился, потом снова набрал и вышел на дорогу, вниз к перевалу (я его не видел, но он был близко), потом по дороге возвращался. Подбираю ребят и идем наверх, выходим на тропу.
И начинают лаять собаки. Все очень просто думаю я. Собак на нужной нам высоте быть не должно. Не должны тут собаки лаять, ну вот, вообще, не должны. То есть мы ниже, чем нужно.
И тут вылазят два «волкодава». Из тумана кто-то кричит. Кричу в ответ и спускаюсь ниже. Встречаю Колу. Мне, говорю, на перевальчик бы. Архотисгеле, видал такой?
Кола, говорит:
– Зачем? Там ровные площадки, вода в ручье, оставайся, дрова нужны? Привезу дров, выпить, правда, нечего. Через час туман рассеется, тут не бывает целый день тумана, отдохнете и дальше пойдете, если захотите. Говорит Коля меня зовут, вечером в гости приходите, все что у нас есть, ваше. Подкупил, конечно. Остаёмся, ясное дело. Три часа дня, 7 часов отпахали. Через час туман рассеивается и открывается наш перевал. Действительно, оказалась что в 20 минутах ходьбы.
Вечерком, такие сидим у него… А нет. Не так. Леша и Коля, может еще Дима и Игорь, правда просто не помню. Леш, давай купим барана….
– Ребят, целого барана? Что с ним делать будем? Кто понесет?
– Съедим.
– Целого барана?
– Да. А ты его разделывать умеешь?
– Я умею…Умею договорится с пастухом, который продаст вам барана, чтобы он сам его и разделал.
Сидим вечером у Колы. Он угощает наш картошкой с бараниной, овечим сыром и кофе. Рядом его помощник Дато. Прохладно, Кола говорит, что минус 7, а ночью будет минус 15. Ну ему да, надоело тут третий месяц жить, тем более, что он из теплой Кахетии. Плюс пять сейчас, как минимум, ну и под утро около нуля будет, не больше. Кола, конечно возмущается, но участники меня поддерживают. Кола рассказывает, мол как собаки лаять начали, Дато предлагает — давай пальнем из ружья, может волки? Туман же, не видно… Но Кола, очень правильно предлагает подождать, мол, мало ли что, вдруг люди какие… Мы все нервно смеемся. Кола долго не хотел нас отпускать, но мы настойчиво закруглялись, хотя и под смешные истории от Колы. На утро было стойкое желание взять перевал и перейти в следующее ущелье, тем более, что погода вроде бы налаживалась.
К сожалению, утром туман не то, чтобы не рассеялся, а по-моему стал еще гуще. Под звон металлической посуды (это собаки пастухов атаковали невымытую с вечера участниками посуду), мы лежали в палатках и ждали-ждали-ждали. Коля-Кола несколько нас разачовал, рассказав, что в 7 утра поднимался на перевал за потерявшимися баранами, а нас с собой не позвал. Говорит, не подумал я, что могу вас провести. Около часа-двух решаем все-таки выйти. Через двадцать минут победа — перевал главного кавказского хребта — Архотисгеле наш. Все радуются, и мы начинаем спускаться в одно из самых живописных ущелий похода — Архотисгеле.
Часть 2. Хевсуретия — Любовь моя