Горный поход по Западному Кавказу или боконизм в действии

С вершины Тырмен, Западный Кавказ

Летом 2016 я с полной уверенностью смог сформулировать следующее верное утверждение:
Там мне хорошо, где я есть.

Вступление или кто такой Артем.

В2016 году с горами не складывалось, причем так не складывалось, что хоть стреляйся. Ну, правда, полнейший бесперспективняк, а очень хотелось, да, честно признаться, было просто необходимо после зимне-весенних бытовых и карьерных сотрясений что-нибудь совершить, свершить, покорить, или даже просто скромно размяться.
А, потом, в середине июля, так раз – и наладилось. В общем, карма и материализация мыслей в действии, но начнем по порядку.
Кто такой Артем? Никто толком не знает, но чтобы понять, почему о нем идет речь, нужно вспомнить Курта Воннегута и “Колыбель для кошки”:

Если вы обнаружите, что ваша жизнь переплелась с жизнью чужого человека, без особых на то причин, — этот человек, скорее всего, член вашего карасса.
Карасс — группа людей, собранная вместе для выполнения божьей воли без своей на то воли и ведома.
Для карасса не существует ни национальных, ни ведомственных, ни профессиональных, ни семейных, ни классовых преград. Объединение людей по этим признакам скорее всего является ложным карассом, или гранфаллоном. Попытки обнаружить границы своего карасса, также как и разгадать божий замысел считаются невозможными. Ось каждого карасса, его объединяющий фактор, называется вампитером. Карасс из двух человек называется дюпрассом.

Так вот, я не знаю, кто такой Артем, но у нас с ним, по Воннегуту, дюпрасс, и вот почему:

Артем сломал ногу в тот момент, когда я думал, как же мне все-таки сходить в горы.
Артем был в тот момент проводником группы туристов из Витебска, которые договорились с ним о горном походе на Западном Кавказе в районе аулов Хурзук и Учкулан (это по дороге в альплагерь Узункол).
Группу в составе десяти человек из Витебска в горный поход повел я.
Как-то так. Если не читали “Колыбель для кошки”, то обязательно прочитайте. Можно взять у меня, или даже в библиотеке, или поискать электронную версию в интернете (только предупреждаю, я против авторского пиратства).
15 июля я согласился вести группу в поход, а 28 июля 2016 года сел в поезд Минск-Минеральные воды, чтобы оказаться на Кавказе, при этом обнаружив, что 28 июля 2006 года я совершил свое первое эпохальное восхождение по маршруту 1Б на пик Зимний с холодной ночевкой, и получил значок “Альпинист”. Это знак, даже Воннегут мог бы согласиться.
Группа приехала через два дня в Невинку, где я их уже ждал с проработанным по отчетам и фотографиям маршрутом, несколькими запасными вариантами и огромным желанием поскорее свалить с вокзала, на котором просидел 14 часов, а также от надоедливого таксиста, который от нечего делать постоянно спрашивал у меня, зачем мне все это надо, сколько девушек в группе и какого они возраста, и что лучше было бы отправить в поход только парней, а самому поехать на горячие источники с женской частью группы. В общем, мягко говоря, крайне неприятный тип.

Дорога

После того, как мы договорились о походе, я приехал в Витебск (за неделю до похода), чтобы познакомится со всей группой, поэтому на вокзале мы просто поздоровались.

Вот они:

Все участники, слева направо. Сидят: Паша, Леша, Оля. Стоят: Саша, Юдя, Таня, Егор, Таня, Ян, Ирина, я.
Ребята приехали, и я был очень рад их видеть. Уже утро, маршрутка нас ждет, нам остается купить только хлеб и отправиться в Учкулан. Катаясь по городу в поисках ночного магазина, встречаем директора фирмы и платим ему за полный трансфер. Теперь никогда так делать не буду, не взирая на все уговоры, гарантии и договор. Отвез, заплатил, привез и забрал, довез, оплатил.

Дорога петляет в ущелье, утренний ветер холодит салон маршрутки. За разговорами о дороге приезжаем в Учкулан.

День первый.

Готовлю чай на джет-бойле, пока все собираются, а Оля распределяет продукты.

Яну джетбойл очень понравился

Через полтора часа выходим на маршрут, мимо моста, который через неделю разрушится (или сломается), мы направляемся в ущелье Кызылыкол через болота и размытые дороги. Доходим до поворота, переходим большой ручей, и дорогой лесорубов карабкаемся вверх.

Дорога лесорубов оказывается очень крутой. Для первых часов первого дня даже слишком, кроме того, она заводит нас в тупик. Не знаю, в курсе ли был Артем, что через ущелье Кызылыкол трудно пройти до конца ущелья, но пройти там нельзя. Упершись в высохший ручей, мы сделали привал и перекус, а я отправился на разведку. Сначала пошел по ручью вверх, но через полчаса увидел, что пройти просто невозможно, затем вернулся, взял с собой Олю и Егора, для разведки склонов и возможного траверса.

Троп нет

Разведка показала нам прекрасные отвесные лесные склоны, на которых со стопроцентной вероятностью водятся медведи, но тропы там нет. Устроив маленькое совещание, решаем перейти на запасной вариант – подниматься в горы через ущелье Учкуланичи, что собственно совсем недалеко. Главное – сообщить об этом группе так, чтобы они обрадовались. Постфактум могу сказать, что эту задачу мы выполнили не сразу, и то, с применением спец. средств, допинга и вкусного ужина. Спускаемся к группе, Егор предлагает доехать на бульдозере, который одиноко стоит среди леса, у него, мол, даже допуск на такие штуки есть, и водить он их умеет.

На дороге лесорубов

Мы спустились к плановой ночевке перед поворотом в урочище Кызылыкол и стали лагерем в 2 часа дня. Все устали. Во-первых, дорога. Во-вторых, резкий набор высоты и жара. В-третьих, немного неожиданные физические нагрузки.

Поэтому отдыхаем и готовимся к дальнейшим приключениям.

Готовлю обед, травит горелка, и лишний газ загорается, обжигает мне руку, девушки разбегаются, и затем тоном, не терпящим возращений, сообщают, что к газовым горелкам они не подходят, их не зажигают, и вообще все, что угодно, только не это. Остаток дня проходит в общении и обсуждении планов. А горелку через пару дней мы с Яном починим.

День второй.

Утром возвращаемся в село Учкулан, проходим его и поднимаемся в ущелье Учкуланичи, попутно съев мороженое и купив арбуз.

Длинная, но относительно пологая дорога, и снова лесорубы на крутых склонах валят лес. Причем, иногда кажется, что экскаваторы и бульдозеры стоят на 60 градусных склонах. Ущелье живописное – альпийские луга, пасторальные картины и множество коров. Ближе к вечеру дорога заканчивается и начинается горная тропа, которая, впрочем, хорошо читается. Начинает накрапывать мелкий дождь. Убегаю вперед, чтобы не жгли мне спину взглядами, когда же у нас финиш и ночевки, да и надо поторопиться. Преодолев пару террас, выходим к повороту на перевал Тырмен и ровные площадки. Время – 5 вечера, вполне себе справились. Пока остальные подтягиваются к стоянке, ставим палатки и делаем чай. Все должно быть по фэн-шую.


Вечером суровая и постоянная гроза со стороны Узункола немного пугает участников, но через пару часов я вылажу из палатки, и вижу чистое звездное небо. Собственно, я сразу командую:

– Всем срочно из палаток!
– Что случилось, что случилось?
– Звездное небо.

Ребята вылазят, задирают головы и не могут отвести взглядов и перестать восторженно восклицать. Млечный путь, созвездия, звезды – все это в горах видится совсем иначе. Намного ярче, намного больше, картина завораживает. Кто-то стоит только в носках, кто-то только в термобелье. Разгоняю всех восторженных спать, но где там. Еще час-два в палатках разговоры и анекдоты.

День третий.

Радует, что группа по утрам собирается все быстрее и быстрее. Выходим, через километр оставляем заброску под большим камнем, так как вернемся сюда через три дня, и незачем все тащить с собой.

Переходим ручей, и по крутому травянистому склону (тут не скажешь наверняка его градус – кому-то 20, кому-то 30, кому-то 45) резко набираем около 400-500 метров высоты.

Травянистый склон

И тут ребята столкнулись с горным вариантом водной песни «а за деревом дерево, а за деревом дерево…»:

А за холмиком холмик, а за холмиком холмик, а за холмиком холмик, а за холмиком наш перевал.

– А вот там вблизи – перевал.
– Где вблизи? Вот там вдали?
– Погодите, это лишь особенности восприятия объективной действительности. Но вообще вот там, вдали, да.

К 13 часам подходим к роднику и делаем перекус, дальше до стоянок воды не предвиделось (она в итоге была, но в виде дождя и града), и делаем плавный переход к перевалу Бездельного. Поднимаемся на перевал за 20 минут (тут я ошибся, так как пообещал, что за час точно управились, но никто не расстроился, что так быстро зашли).

Все счастливы первому взятому перевалу и фотографируются, фотографируются. Егору, как человеку, который не только первый раз пошел в поход, но и вообще спал в палатке впервые предоставляю возможность взойти первому и достать записку.

Вид на перевал Бездельного

 

Общее фото на Бездельном

По классике жанра к перевалу летит гроза. Отдохнув, спускаемся. Уже на спуске с перевала нагоняют сильный ветер, проливной дождь и град. Все затянуто, не видно тропы, упираемся в бараньи лбы. Уверенно ищу проход, потому что он точно должен быть. Поступает предложение поставить палатки тут же, но решаем его откинуть и подождать погоды. Дождь стихает через 15 минут и мы спокойно находим место для спуска по крупной морене. Скользко, идем медленно. К 5 часам вечера становимся на озере Глыбовое. Название говорящее – от громадных каменных глыб в цирке ущелья. Находим более-менее ровные площадки под палатки.

озеро Глыбовое

Вечером песни и разговоры о первом перевале и не только. Егор травит байки. Играем на гитаре и пьем чай. Может, чая в тот вечер слегка и перепили. Холодает и снизу то и дело налетают облака.

День четвертый.

Сегодня для четырех человек дневка, остальные семеро, извините, на вершину. Хотели ведь? Сейчас не хочется? Через часик пройдет.

Идем вдоль озера по камням и морене. Сегодня на восхождении мы попутно должны выяснить, не проще ли возвращаться на перевал Бездельного, отыскав тропу, соединяющую перевал Озерный-Бездельного, а не идти от озер.


Как таковой тропы нет, но, в целом, направление читаемое, идти достаточно легко. Пройдя озеро, поднимаемся к перевалу, делаем через каждые сто метров турики для следующих групп, ну и возвращаться будет проще. Через час, набрав 200 метров высоты, выходим на перевал Озерный. Название снова говорящее – в ущелье Кызылокол озеро Тихое (название повторно говорящее – там мало кто бывает, тихо, в основном, понимаете, ли), в нашем ущелье два озера Глыбовое и второе. С перевала просматривается ущелье Кызылыкол, озеро Тихое, перевал Суицидный (1Б), склон Кертмели-Баши, ну и конечно, почти весь Западный Кавказ. На юге угадываются вершины Узункола, на западе – Белалакая.

Подъем на перевал простой, по средней и крупной осыпи. Навигатор показывает, что до перевала один километр.

От перевала направо, еще полчасика и вершина Северный Учкулан-Баши. Снимаем записку в турище )), и оставляем свою.

Спускаемся с вершины, забираем снаряжение, взятое на всякий пожарный (веревка, обвязки, крючья, системы, карабины), подходим к снежнику, и делаем вк-фотки, одноклассники-фотки, фб-фотки, в общем, ребята позируют.

Одинокий снежник )
Егор на вершине и вершинный турище

Выходим на связь по рации с лагерем и просим через час сделать нам чай, мол, мы скоро.

Тут я сделаю лирическое отступление, которое можно пропустить.

Это моя беда. Я говорю, что уже иду и скоро буду, но это скоро (например один час) после того, как я его произнес, начинает вести себя совершенно по-другому. И скоро (для меня) становится очень долго (для ожидающих). Или наоборот, я говорю, что задержусь и буду не скоро (для меня), а прихожу раньше (для неожидающих). Такой вот временной парадокс.

Через два часа, вернувшись в лагерь, мы пили чай оптимальной температуры и радовались восхождению. Для Леши, Яна, Саши и Егора – это было первое восхождение. Во второй половине дня группа сталкивается с самой сложной, на мой взгляд, проблемой – делать нечего. Радиалки не сделаешь, а завтра снова подниматься на перевал Озерный и делать восхождение в соседнем ущелье стратегического смысла нет – одного дня не хватит, а оставлять половину группы на два дня неправильно. Мягко, но целенаправленно объясняем с Олей всем участникам, что завтра возвращаемся к заброске, и уходим к другому перевалу. Ну так, очень потихоньку, пойдем, чтобы в удовольствие.

Вечером Егор снова травит байки.

День пятый.

Ранним утром выходим-возвращаемся на перевал Бездельного. Виден Эльбрус. На перевал поднялись скоренько и в 9 утра уже начали спускаться. Сегодняшняя задача вернуться на стоянку под перевалом Тырмен, забрав попутно заброску, а затем сделать разведку тропы под перевал. Возможно, стоит его взять за два дня.

При спуске группа идет не быстро, но уверенно — немного научились ). Спуск с перевала занимает 15 минут (т.е. почти столько же, сколько и позавчерашний подъем на него), а возвращение к крутому травянистому склону – 2 часа. Сам склон – всего полчасика. Забрав заброску, возвращаемся на стоянку второго дня (ностальгия, звездное небо и ровные стоянки). Отдохнув, делаем разведку. Резкий набор 700 метров через лес, затем по травянистому гребню очень и очень долго. Находим начало ручья и отличные стоянки, просматривается перевал, и я предполагаю, что до него рукой подать (ошибся я крепко в оценке, все-таки регулярно забываю про относительность). Возвращаемся к группе, разводим костер и общаемся с местным жителем, который ищет пропавшего теленка, мол, хотя бы какой пушок или копытце найти, чтобы была определенность, съёл медведь его или нет.

Да, определенность в жизни и в хозяйстве нужна, конечно. Без нее никак.

День шестой.

На мой взгляд, самый тяжелый день. Резкий набор высоты по моренному валу, так называемому гребешку, занимает полтора часа, затем четырехчасовой переход с постепенным набором высоты под перевальный взлет, подъем по которому занимает еще два часа. Все устали и нервничают (чуть-чуть, ха-ха). Перевал Тырмен – 3350 м, для нашей группы – максимальная высота. Резкий, но не сложный спуск и мы на ночевках у ручья. Возле озера Тырменлыкёль-нижнее ровных площадок нет, но это не беда. Наше место живописное и удобное. Вечером портится погода. Предлагаю Оле сходить завтра на Тырмен-Баши, или, по крайней мере, попробовать это сделать, чтобы было интереснее, так как первоначальный план был сходить безымянный пик с перевала Тырмен, который представляет собой простой и некрутой подъем, а Тырмен-Баши выглядит как настоящая единичка-бэ.

Вид с перевала Тырмен на ущелье Тырмен

День седьмой.

Половина группы от восхождения отказались еще вечером, что с одной стороны расстраивает, с другой – облегчает мне работу. В итоге – Оля, Егор, Таня, Саша и я идем по крупным моренным «ступеням»-взлетам на перевалы Чхурбаши-Экибекарась, затем поднимаемся на «развилку» Экибекарась-Тырмен и выходим на гребень Тырмен. Пять человек – это очень удобно и приятно, группа не растягивается, и видно, что все без исключения получают удовольствие и физически работают на 50-60% процентов своих возможностей. На перевале пару участков лазанья по разрушенным скалам – так проще и интереснее, чем по сыпухе. На гребне также встречаются небольшие участки лазанья, но очень приятные, ширина гребня от одного до двух метров. Девушкам страшно и/или интересно, парням – интересно.

Эльбрус с плато Экибекарась
Немного лазанья на гребне

Выпускаем на вершину первой Олю как идейного вдохновителя и организатора похода. Погода отличная, и с вершины открывается прекрасная панорама Западного Кавказа от Архыза до Эльбруса. Вдали на востоке виднеется Донгузорун и Накра, за ними – Центральный Кавказ. На вершине находимся долго, уж очень красиво и погода радует.

С вершины Тырмен, Западный Кавказ
Вид с вершины Тырмен на юг

Спускаемся по пути подъема, а затем на мелкой и средней сыпухе, показываю людям лифт.

Кому не нравится лифт? Нет таких людей в горах.

По тем же моренным взлетам спускаемся в лагерь к 13-ти часам. Восхождение заняло 6 часов – 4 на подъем, 2 на спуск. Классическое сочетание затраченного времени.

Трое отважных участников утром ушли в поселок Хурзук, место нашего финиша. Ну, вот очень им захотелось. Спуск и набор высоты за день 1,5 км, поэтому не комментирую, но в следующий раз просто не пущу. Вернулись вечером с большими круглыми глазами, очень уставшие. Принесли айран, сыр и жареную курицу. Очень рано легли спать (около 6 вечера).

Три человека оставались весь день в лагере.

День восьмой, последний.

Неспешно собираемся и также спускаемся к Хурзуку. Спуск по ущелью крутой и утомительный. По дороге собираем громадные и крепкие подосиновики, а перед обедом по живописной и крутой лесной тропе приходим на последнюю стоянку с видом на Хурзук. Ловит связь, ребята отправляются в магазин. Приносят понравившийся вчера всем айран, лепешки, сыр, курицу и пиво.

Вечером пьем пиво и варим грибной суп, разводим костер, лепешки очень вкусные. В 10 начинается гроза.

День девятый.

Дорога. Ранний подъем. Дорога до Туапсе занимает 13,5 часов вместо обещанных турфирмой-перевозчиком 6-7. Водитель подсаживает своих пассажирок, затем мы пересаживаемся в другую маршрутку, на чем теряем время, затем она ломается, и мы возвращаемся в старую газель. На черноморском побережье пробки и задержки, миллионы отдыхающих. Въезжаем в Туапсе, я успеваю пять минут окунуться в море и бегом на поезд. Прощаюсь с участниками, и уезжаю. Они остаются приводить в порядок фигуры после похода на пляжах Туапсе и выравнивать загар).

Что в итоге.

В целом, для новичков или как запасной вариант – маршрут очень неплохой. Практически отсутствуют туристские группы, есть варианты экстренных спусков в села, маршрут чистый. Всегда есть варианты сходить что-то не запланированное, например, дойти до конца ущелья Учкуланичи или сходить на озеро Тихое, а там на Кертмели-Баши. В идеале, можно запланировать интересный маршрут с захватом ущельев Узункола, но тогда за два месяца до похода нужно позаботится о пропусках в пограничную зону. Кроме того, предполагаю, что маршрут можно ходить и в начале июня, когда будет больше снега даже на таких высотах. Для опытных ребят, наверное, будет немного наша нитка будет немного скучновата, но как трех-четырехдневный вариант акклиматизации и разминки – вполне.

Что касается расхождений планов и факта, то получилось так:

  1. Из запланированного по маршруту не вышли в долину Кызылыкол на озеро Тихое, и не сходили Кертмели-Баши. Кертмели-Баши мы заменили вершиной Тырмен, а на озеро Тихое без восхождений в том районе можно и не идти.
  2. Получили две дневки для желающих отдохнуть, что и было запланировано. 3.
  3. Скорректировали маршрут из-за непреходимого Кызылыкола, но, тем не менее , нитку маршрута сохранили, а высоты остались по плану.
    Всем участником спасибо! И за преодоление сложностей, и за юмор, и за отношение к жизни, и за ваши дальнейшие горы.

P.S. Я еще много о чем не написал, просто невозможно все уложить в один рассказ, поэтому точно еще один фотоотчет и какое-то послесловие я сделаю.

Алексей Хоружко

Добавить комментарий