Район Нанга – это северо-западная оконечность Западных Гималаев, расположенная между реками Инд и Астор. В самом хребте массива рас-положены вершины: пик Рупал (7000м), Нанга Парбат (8125м), Ракиот-пик (7062м) и Хонгра-пик (6820м). На северо-запад с хребта стекают ледники: Диамир, Ракиот, Булдар; на восток и юго-восток – Хонгра, Таршинг, Рупал, Рама. Рупальская стена является самой высокой стеной в мире и составляет 4,5 км. Ниже снеговой линии этот массив окружен прекрасными горными пастбищами, покрытыми пестрым многокрасочным ковром горных трав и цветов.
В июле 2007 года белорусские альпинисты совершили восхождение по Диамирской стене. Обычно для восхождения по этому маршруту устанавливается четыре промежуточных лагеря: Л1 на высоте 5100 м, Л2 на высоте 6200 м, Л3 на высоте 6500 м, Л4 на высоте 7400 м. Наиболее сложная в техническом плане часть маршрута находится выше Л1 – это снежно-ледовый кулуар длиной в 700 м и крутизной 45-65 градусов, а также ступень Кинсхофера – скальная стена высотой 120 м и крутизной 80 градусов. Выше 7000 м технических трудностей нет. Во время восхождения лагеря устанавливаются в строго определенных местах, которые относительно безопасны. Но при обильных снегопадах есть угроза схода лавин.
Белорусские альпинисты покорили одну из высочайших вершин планеты Нанга Парбат (8126 м) в Пакистане. В состав экспедиции вошли сильнейшие спортсмены страны, в том числе те, кто в 2006 году участвовал в успешном восхождении на Эверест – первом командном в истории Беларуси.
Нанга Парбат 19 июля 2007 года покорилась четверым из восьми членов команды: Анатолию Лутову, Владиславу Кагану, Михаилу Мельникову и Сергею Стацевичу. Но это, безусловно, общая победа белорусской высотной национальной экспедиции, в которую входило восемь человек. Огромную работу по обработке маршрута, обору-дованию высотных лагерей на пути к вершине проделали и их товарищи Виктор Лутов, Александр Максименя, Сергей Белоус и руководитель экспедиции Александр Годлевский.
Технически маршрут на Нанга Парбат гораздо сложнее, чем на Эверест. Согласно альпинистской классификации, эта вершина входит в четверку самых сложных в мире. Гора «одета» в мощный снежно-ледовый панцирь, испещренный многочисленными кулуарами. Серьезно осложняет восхождение на Нанга Парбат и значительный набор высоты — от базового лагеря до «макушки» около четырех тысяч метров. Эта гора занимает второе место в мире по смертности – по статистике, при восхож-дении на нее погибает каждый третий. Белорусская экспедиция в 2007 году покорила ее впервые.
Из воспоминаний Владислав Кагана, участника экспедиции, одного из достигших вершины.
— В этом году, как нам потом рассказывали местные гиды, на Нанга Парбате был установлен рекорд: за сезон на вершину поднялись и успеш-но спустились 17 человек. Такого «наплыва» альпинистов там еще никогда не было. В прошлом году гора покорилась всего двоим. В общем, сезон получился удачный.
Из восьмитысячников больше нигде нет таких больших переходов между лагерями. Маршрут такой, что постоянно находишься на веревках. Местами вообще негде стать и отдохнуть. Там по-настоящему опасно. Сыплются камни. Один раз на наших товарищей в лагере сошла не-большая лавина. К счастью, только слегка присыпала.
Про вершину:
— В ужасе понимаешь, что отсюда еще надо спуститься. На вершине Нанга Парбата был очень красивый вид, - вспоминает альпинист. - Совсем не так, как было на Эвересте в прошлом году. Там все замерзало и невозможно было даже фотографировать. А на вершине в Пакистане мои часы с термометром показывали на солнце 20 градусов. Было абсолютно безветренно. Лучистое небо. Облака почти под ногами. Очень красиво.
О высотных восхождениях:
Для высотных восхождений очень важно не столько физическое состояние, сколько индивидуальная переносимость высоты. Кто-то переносит ее только до определенного предела, кто-то не переносит вооб-ще. И натренировать это практически невозможно. Также для успеха в восхождении очень важно умение находить общий язык в команде.
Статья подготовлена по материалам газеты «Отдых» за сентябрь 2007 года.
Где вы можете почуствовать себя альпинистом?
В наших восхождениях