Кто с нами?
ДАТЫ: 1 ИЮНЯ — 9 ИЮНЯ 2019 Г.
https://trekking.by/?p=3512
Язэп (Юзаф) Ходзька – геодезист, географ, путешественник, генерал-лейтенант.
Родился 6 декабря 1800 г. в местечке Кривичи (сейчас Мядельский район, Минской области).
В составе корпуса военных топографов был отправлен на практически невопылнимое задание – провести геодезическое и топографическое исследование Кавказа – мест до тех пор мало изученных, опасных и крайне трудных для любого географа из-за рельефа.
На протяжении 6 лет Ходько со своей командой производил измерения и обследование Кавказа.
В 1850 году Язэп Ходько совершил второе в истории восхождение на гору Арарат. Он поднялся на самую высокую Западную Вершину и установил там крест. После этого, несколько дней проводил там свои исследования. На тот момент это была высшая точка в мире, где проводились геодезические исследования.
Язэп Ходько точно отметил 1386 пунктов по географическому положению и высоте над уровнем моря. Этот факт говорит сам за себя – несколько сотен восхождений на вершины различной высоты.
В 1868 г. Русское Географическое общество наградило Ходько высшей наградой – большим Константиновским крестом. А в докладе к этому событию отмечалось:
«Триангуляция генерала Ходзьки по точности своей удовлетворяет не только всем картографическим требованиям, но и строжайшим требованиям геодезии. По трудности же выполнения, по самоотвержению производителя работ она легко может соперничать со всеми подобными работами, произведенными где-либо на земном шаре, не исключая Индийской триангуляции, прославившей 25 лет тому назад имя Эвереста».
До конца жизни Юзеф Ходько продолжал писать книги и статьи по топографии и геодезии, а проститься с любимым Кавказом так и не смог.
Умер известный ученый и путешественник 21 мая 1881 года в Тифлисе.
Экспедиция на Арарат. Воспоминания (архивное, перевод с польского):
Экспедиция, щедро снабженная инструментами, палатками, продуктами питания и т.д. отправилась из Тифлиса во второй половине июля 1850 через Ереван и Нахичеван, и прибыла в в конце месяца в село Serdar Bolak. Встали лагерем под снеговой линией большего Арарата, откуда 1 августа началось восхождение. Оборудование и инструменты, которые до сих пор несли на мулах, нужно было перегрузить на сани, которые были запряжены солдатами. Глава экспедиции, когда-то хорунжий Сымон, армянин, открыл поход, держа двумя руками большой черный крест. Трудности дороги умножались с каждым шагом. Вечером второго ходового дня началась буря, облака покрыли гору, начал падать густой снег.
3 августа полковник Ходько отправил в лагерь в Serdar Bolak большую часть своего каравана, а сам ночевал на уступе, имеющем только три шага в ширину и полтора шага в длину. Снег и ветер иногда прекращались, через просветы в облаках было видно спокойное небо и пропасть, чернеющую под точкой, а за границей бездны освещалась лунным блеском вершина горы Арарат, и у его подножие, опоясанное лентой реки Аракса. Использовав те несколько моментов улучшения погоды полковник провел астрономические замеры, которые показали, что вершина Арарат выше горы Монблан, которая, как известно, имеет высоту 2460 морских саженей над уровнем моря, значит пик Арарата имеет 2700 мосркий саженей (1 сажень = 1,8288 метрам).
Так ,посреди дождей, туманов, ветра, града и снега прошли 3, 4 и 5 августа. Последнюю ночь провели на крутом снежном уступе с углом наклона от 30 до 40 градусов. 6 августа, на рассвете, внезапно прояснилось. Восходящее солнце открыло вершину Арарата, всего в нескольких десятках шагов от места, где стояли замерзшие путешественники.
Полковник Ходько отметил место для строительства сооружений, предназначенных для использования в качестве основы для наблюдений, дал каждому работу, и первый взошел на вершину в 9 часов перед полуднем, и вскоре после того прибыли туда Чамыков, Услар и Токарев. Они нашли там поверхность, которая имела 1332 фута с тремя неравенствами, которые складывались в форме востока. Первую возвышенность прошли без затруднений после сильного, сияющего снега. Затем они вступили на вторую, который уже посещал Albich. Третья возвышенность или пол, значительно выше от первых двух и отделенная от них глубокой долиной. С помощью козаков была преодолена и эта последняя трудность. В 10 часов полковник Ходько стоял на верхнем горбе Великого Арарата, где раньше был только Parrot, и то с другой, более доступной стороны. Вскоре пришли остальные путешественники. Это был день Преображения Господня. Было решено освятить память, поставив крест. Армянин Симон был отправлен в лагерь раньше, чтобы доставить остальных людей, отдал крест казаку Dońskiemu по имени Dochnow. В месте, которое было указано для установки креста, побожный Dochnow упал на колени и, сделав три поклона, заблаговременно принялся за работу. Когда, следуя примеру главы экспедиции, полковника Ходько, все без головных уборов стали молча, ожидая знака, с которым они хотели войти в Библейскую гору. Все молились на своем языке, Ходько на польском языке, другие на русском языке, кроме перса Nourouza, который молился на арабском языке.
Крест поставили и, вероятно, он все еще там стоит. В палатках, которые были разбиты рядом с ним, были проведены следующие 7 и 8 августа, занимаясь наблюдениями, которым содействовала погода и многочисленные тригонометрические, барометрические, психрометрические и другие инструменты. После окончания наблюдений на кресте была прибита табличка со следующей надписью:
«6/18 августа 1850 года во время царствования императора Николая I в России, и его наместника в Кавказском крае, князя Воронцова вышли на вершину Большого Арарата, начальник триангуляции полковник Chodźko, Chamykow, Aleksandrow, Tokarew и шестьдесят сопровождающих».
Я показал араратовский камень профессору минерологии в Jardin des Plantes M. Dufrenoy, который назвал его «La roche volcanique», вулканическим камнем.
Париж 5 июля 1852 года